МАОУ "Новомихайловская ООШ"
461850 Оренбургская область, Александровский район, село Новомихайловка, улица Новая, дом 2
  • Качество подготовки к ОГЭ, ВПР с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

    Автор: Агишева А. М.
    Заместитель директора по учебно-воспитательной работе - Юлдашева Альмира Миниахметовна - на районное совещание подготовила сообщение по подготовке к ОГЭ, ВПР
    Качество подготовки к ОГЭ, ВПР с учетом индивидуальных особенностей обучающихся..

    Государственная итоговая аттестация выпускников 9   класса становится важнейшей частью нашей жизни.

    От того, какие результаты будут получены, во многом зависит от предварительной подготовки школы к этому напряженному и очень ответственному периоду.

    Поэтому так важны подготовка к ГИА, а здесь, как правило, важно учесть все нюансы, в том числе и индивидуальные особенности учащихся.

    Итоговая аттестация выпускников имеет большое значение. Экзамены дают возможность педагогическому коллективу  подвести итоги своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить успехи и пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всей учебно-воспитательной работы школы. Они способствуют повышению ответственности учителей и учащихся.

    Анализ результатов ГИА позволяет сделать выводы о качестве работы отдельных учителей, педагогического коллектива в целом, а также уровне управленческой деятельности администрации учебного заведения.

    Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы, объединённых в образовательную программу. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей,

    Подготовленность к чему-либо – это комплекс приобретённых знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определённую деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ГИА можно выделить следующие составляющие:

    - Информированная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков и т.д.).

    - Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания, задания КИМов).

    - Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

    На основании «Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников ОУ РФ» был составлен план подготовки и проведения государственных экзаменов, включающий такие направления:

    Организационные вопросы.

    Работа с педагогическим коллективом.

    Работа с родителями.

    Работа с учащимися.

    Вся работа организована таким образом, чтобы все направления по подготовке выпускников были взаимосвязаны и преследовали конечную цель: «успешное прохождение ГИА».

    Для того, чтобы выпускник успешно сдал ОГЭ, немаловажную помощь оказывает проведение ВПР.

    Всероссийские проверочные работы (ВПР): задачи проведения:

    Задачи ВПР направлены на выявление сильных и слабых мест в преподавании предмета и корректировку процесса обучения (в частности, с целью работы с отстающими обучающимися);

    - планирование        обучения педагогов        на курсах повышения квалификации; оказание помощи детям в целях предупреждения лишних стрессов на ГИА;

    -  определение        учителю        и родителю        образовательной траектории ребенка;

    - определение, на каком реальном образовательном уровне по отношению к требованиям ФГОС находится школа, класс и ребенок.

    Здесь важно знать, что ВПР-не аналог ОГЭ, а возможность узнать, уровень знаний учащихся, а именно: анализ результатов (типичных ошибок) на ГИА дает повод говорить о том, что пробелы в знаниях зачастую уходят корнями в 5-7 классы, т.е. ученикам не хватает базовых знаний. ВПР позволяет выявлять эти пробелы и влияет на ликвидацию  этих пробелов (обратная связь).

    Сама процедура ВПР определенно готовит к сдаче ГИА- тестовые задания, определенное количество баллов, и, хотя за ВПР оценки в школе не ставят, но можно посмотреть как перевести баллы в пятибалльную оценку.

    Подготовка ведется в течение всего года, учителя используют отдельные пособия по подготовке к ВПР, а также пользуются демоверсиями на сайте ФИПИ и на сайте ВПР.

    Для успешной сдачи ВПР ведется работа по плану:

    - с учащимися (разделение на группы)

    - работа с родителями

    - работа с учителями-предметниками.

    Пример подготовки к ВПР:

    Особенности подготовки детей к ВПР по русскому языку.

    Важно понимать, что подготовка к ВПР – это не «натаскивание» обучающихся к выполнению тех или иных заданий, а целенаправленный труд педагога и родителей по освоению обучающимися предметных и метапредметных результатов образования в период всего обучения в начальной школе.

    Алгоритм подготовки к ВПР

    - Выписать перечень планируемых результатов по предмету (русский язык)

    - Подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов.

    - Провести повторение по разделам учебной предметной программы.

    - Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.

    - Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.

    Работа с учащимися, мотивированными к обучению:

    выполнение нестандартных заданий сформулированных в нетрадиционной форме: на уроках и во внеурочное время

    участие в дистанционных олимпиадах по предметам

    проведение пробных проверочных работ

    психологическая подготовка обучающихся к проведению ВПР

    Работа со слабыми учащимися

    - проведение дополнительных групповых и индивидуальных занятий с учащимися

    - ежедневно на уроках проводить подготовку учащихся, совершенствовать методы и приёмы работы с текстовой информацией

    - Психологическая подготовка обучающихся к проведению ВПР

    Работа с родителями

    проведение классных родительских собраний по вопросам подготовки и участия в ВПР

     ознакомления родителей с нормативной базой и порядком проведения мониторинга

    индивидуальные консультации для родителей

    организация «горячей линии» для педагогов и родителей на школьном сайте, стенде

    психологическая подготовка родителей к проведению ВПР

    В 1 части впр по  русскому языку для учителя начальных классов нет ничего нового, это мы всегда делали.

    -Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

    - Выделять предложения с однородными членами;

    - Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

    -Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи.

    Во 2 части: Каждое предложение пронумеровано, значит, учителю научить детей нумеровать при списывании упражнений, чтобы для них не было новостью.

    4. Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала) т.е знание орфоэпического словаря.

    Важно понимать, что подготовка к ВПР – это не «натаскивание» обучающихся к выполнению тех или иных заданий, а целенаправленный труд педагога и родителей по освоению обучающимися предметных и метапредметных результатов образования в период всего обучения в начальной школе.

    Главное:

    1) задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не

    формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат

    проверяется всегда одинаково, с другой стороны, для того, чтобы научить

    применять знания в разных ситуациях;

    3) задания должны быть разноуровневыми: часть заданий должна позволять

    проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, другая часть- на повышенном уровне.

    Важно, чтобы любые итоговые работы не вызывали у детей паники, неуверенности в своих силах. Ребёнок должен быть психологически готов к написанию работы, не бояться её.

    Важно не натренировать ученика на определенный тип работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал, как у него получается выполнять разные по типу задания на время, переключать свое внимание, выбирать наилучший путь для выполнения заданий и всей работы в целом. ВПР.

    В общем, основная деятельность по подготовке к ВПР:

    -знакомство с кодификатором, структурой ВПР

    -работа на сайте ''Решу ВПР'', все предметы

    -индивидуальное консультирование обучающихся

    -информирование родителей

    -психологическая помощь учащимся

    При подготовке к ОГЭ следует знать специфику класса и уровень знаний по каждому  предмету.

    Также каждый педагог, исходя из специфики своего предмета, особенностей обучающихся ищет пути к успеху ученика. 

    Работа по подготовке к ОГЭ по математике на 2022 – 2023 уч.год.
    Математика, особенно в своей базовой части кардинально отличается от других предметов непрерывностью цепи основных знаний, умений. Важным фактором успешности является качественные математические знания.
     Т.е., если ученик не освоил, скажем, раскрытие скобок при действии с многочленами, то дальше изучение алгебры бессмысленно.
    Подготовка к ГИА начинается с начальной школы. Если говорить о ГИА по математике, то главное – умение считать и знать таблицу умножения. Без знания таблицы умножения, умения вычислять устно и в столбик невозможно сдать экзамен. 
    1. На уроках математики постоянно проводятся тренинги по совершенствованию вычислительных навыков;

    2. Проводятся индивидуальные консультации выполнению заданий ОГЭ;

    3. Ежедневно проводится проверка выполненных на дому вариантов;

    4. оказывается консультационная помощь по непонятым заданиям, ликвидируются пробелы учащихся;

    5. У учащихся имеются сборники из 36 вариантов ОГЭ -2023 (ФИПИ). Учитель ежедневно дает   варианты ученикам  и индивидуально проверяет выполнение заданий, по их результатам ставятся баллы и оценки.

    Результаты:

    -  наблюдается улучшение некоторых результатов в ходе работы над ошибками в ноябре. Так, одна ученица начала выполнять №№ 1,2,4,7,9 ( допускает ошибки, но, тем не менее, дает также правильные решения)

    Другая ученица уверенно выполняет задания 8,14, в которых на ВМР допустила ошибки.

    Особое внимание геометрии
    Много  сложностей у ребят  именно по геометрии. Подготовила справочники по темам «Треугольники», «Четырёхугольники», «Окружность». Затем выполняем набор задач по этим темам (брать задания из открытого банка). С группой 1 и 2 отрабатываем задания: №18, №19, не в каждом варианте получается им понять задания под № 15,17. В №19 на каждый вопрос предлагаю делать рисунок и ориентироваться, или обращаться к источнику информации- учебнику.

    Учащиеся и родители осведомлены о сайтах, рекомендованных Министерством образования для подготовки к ГИА-9. Для них провела консультации по подготовке к ОГЭ с помощью интернет ресурсов. С учащимися, безответственно относящимися к подготовке к итоговой аттестации, несвоевременно выполняющих работы, проводится разъяснительная индивидуальная работа. Своевременно через классного руководителя ставятся в известность о недостатках подготовки к итоговой аттестации учащихся их родители.

     
    Работа по подготовке к ОГЭ по географии

    на 2022 – 2023 уч.год.:

    По  подготовке к ОГЭ: сделали работу над ошибками по вмр, повторили темы из 6-7 класса- это анализ климатической карты, экология и человек (выбросы углекислого газа в атмосферу и методы уменьшения загрязнения воздуха), анализ климатограмм. Использовали учебники, видеоразборы заданий 3,15,16,18, сайт "сдамгиа"

           В течение сентября-ноября 2022 – 2023 учебного года были проведены репетиционные работы для учащегося 9 класса  (предмет по выбору - география) в рамках подготовки к ОГЭ по географии.

    Были проведены работы:

    1.  Демонстрационный вариант Оценки «4 и 3».

    2. Две тестовые работы из банка заданий «СДАМ ГИА» по теме: «Население», «Климат России» - оценка Ошибки допущены из-за недостаточного знания  номенклатуры.

    3.  «Географическое положение России» - оценка «4». Имеются ошибки в вычислении географических координат.

    На консультациях  проработали темы:

    - «Особенности природы России». Ошибка возникает при сопоставлении географического объекта и его природных закономерностей. При анализе карт не учитывает метод наложения тематических карт.

    - «Геоэкологические проблемы», «Воды Мирового океана.  Соленость»,

    На уроках обязательно выполняются задания ОГЭ, совпадающие с темами учебника («ТЭК России» и др.)

    - «Тестовые задания с развернутым ответом».

    Работа по подготовке к ОГЭ по обществознанию на 2022 – 2023 уч.год.:

    В течение трех месяцев текущего года проверялось качество подготовки к ОГЭ администрацией школы и самим учителем.

    Обществознание выбрали 3 учащихся.

      В начале учебного  года был составлен план работы для целенаправленной и качественной подготовки учащихся к ОГЭ по обществознанию.

    Обучающиеся 9 класса были ознакомлены с особенностями ОГЭ по обществознанию (кодификатором элементов содержания; спецификацией КИМов, правилами заполнения бланков, информационными ресурсами). В течение учебного года с обучающимся проводится работа по решению заданий разного уровня сложности по изученным ранее и изучаемым темам, с использованием тренировочных материалов. На уроках используются разноуровневые тесты для самостоятельной работы, проводятся разные виды опроса.

     В системе ведётся работа по формированию точно воспринимать формулировку заданий, работа с текстом, работа над частью С, где  необходимо письменно излагать свою позицию кратко и чётко, описывая главное. Данный вид работы вызывает затруднение у обучающихся. Повторение проводится по темам. Используются рабочие тетради по обществознанию за предыдущие классы при повторении. Для систематизации тренировочных заданий заведена специальная папка. В работе использую различные материалы для подготовки к ОГЭ по обществознанию, демоверсии за последние годы, КИМы, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), диагностические работы,  тестовые задания по темам.

    Контроль по изучаемым в 9 классе темам проводится в форме тестирования, составленного на основе «Требований к уровню подготовки выпускников».

    Была проведена  диагностическая работа 08.12.2018. Уровень  обученности-100 %, качество обучения-0%)

    Типичные ошибки:  Деятельность человека и её основные формы;

    общество как форма жизнедеятельности людей; образование и его значимость в условиях    информационного общества;

    товары и услуги, ресурсы и потребности, ограничение ресурсов; социальный конфликт и пути его решения;

     политические  партии и движения, их роль в общественнойжизни;

    Конституция РФ, основы конституционного строя РФ;

    гражданские правоотношения, права собственности, права потребителя;

    правоохранительные органы;

     политический режим;

    понятие прав       свобод и обязанностей;

     производство, производительность труда;

     разделение труда и специализация;

    По итогам выполнения работы был проведён анализ ошибок. Низкие баллы и повторяющиеся типичные ошибки - это  следствие недостаточной подготовки обучающихся в условиях дистанционного обучения по предмету и низкой мотивации учения. С родителями и обучающимся проведена работа по разъяснению сложившейся ситуации, спланирована деятельность по исправлению  положения.

     

    Работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку на 2022 – 2023 уч.год.

    Работа по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку началась с инструктажа о проведении ОГЭ в 2022-2023 учебном году: учащиеся ознакомлены с нормативными документами, КИМами, бланками ( правилами заполнения), кодификатором и спецификацией КИМов, критериями оценивания работ.

         Мною составлен поэтапный план подготовки к ОГЭ. В планы уроков включены задания № 2-8 тестирования; они предлагаются для индивидуального контроля и коллективной работы на уроке, в ходе которой вырабатываются алгоритмы рассуждений при выполнении задания.

    При разработке системы подготовки к ОГЭ по русскому языку необходимо охватить все разделы языкознания: « Орфография», « Культура речи», « Пунктуация» и т.д.

    Чтобы раскрыть теоретический аспект подготовки к выпускному экзамену составляются таблицы по изученному материалу, чтобы научить обобщенному мышлению, умению анализировать и обобщать полученную информацию; итогом повторения изученных тем являются алгоритмы рассуждения при выполнении тестовых заданий (№ 2 - 8). В систему повторения входят и домашние задания: графические диктанты, работа со словарями, сочинения-миниатюры.

    Экзаменационные тесты , сжатое изложение и сочинение- рассуждение  предполагают прочные знания в области орфографии - знание основных правил русского языка помогает в решении тестовых заданий и грамотного оформления творческой работы. Систематизировать орфограммы лучше всего в ходе повторения теоретического материала каждой части речи. Для этого все орфограммы русского языка распределяются по частям речи и оформляются в виде Сетки орфограмм: например, Сетка орфограмма по теме "Имя существительное", Сетка орфограмм по теме "Глагол". Это делается для того, чтобы школьники могли в любое удобное время посмотреть нужную орфограмму, а не искать её в учебниках или памятках. На каждом уроке русского языка предусмотрены упражнения, отрабатывающие практические навыки по орфограммам: это словарно-орфографическая работа, диктант-дубль, "Найди ошибку", "Четвертое лишнее", распределительный диктант, работа с таблицами.

    Сжатое изложение с использованием аудиозаписей текстов для экзаменационной работы.

    При анализе художественного текста указываются средства художественной изобразительности: синонимы, антонимы, омонимы, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы и тому подобное. Кроме этого текст анализируется с точки зрения стилистических возможностей слов и выражений - диалектные слова, профессионализмы, заимствованные слова, неологизмы. Лексическая работа с текстом предполагает работу с отдельными словами, поэтому необходимо научить старшеклассников на более высоком уровне производить лексический разбор отдельного слова. С этой целью заостряется внимание на Памятке "Лексический разбор слова".

    Во всех тестовых заданиях в качестве творческой работы предлагается написать небольшое сочинение, опираясь на предложенный в варианте ОГЭ текст. При обучении восприятия текста обращаем внимание на два аргумента:

    - Использовать выразительные средства русской речи, добиваясь речевой связности и последовательности изложения.

    - Проверить сочинение тщательно, качественно, так как большое количество баллов может быть потеряно при оценивании грамотности работы.

    Администрацией проводятся, помимо прочего:

    - Работа с инструктивными материалами.

    При работе с учащимися большое внимание уделяется:

    - Знакомству учащихся со структурой и содержанием КИМов.

    - Работе по КИМам.

    - Обучению учащихся заполнению бланков (тренировать по заполнению бланков КИМов. Уделять особое внимание правилам заполнения бланков ответов и правильному написанию и исправлению в бланках символов, проработать с учащимися допущенные ими ошибками и сделать соответствующие выводы).

    - Знакомство учащихся и родителей с формой и организацией проведения ОГЭ

    Немаловажно развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля. Этому умению учащихся надо обучать, начиная с 5-го класса при проведении анализа контрольных работ.

    По «Положению о проведении ГИА и ЕГЭ» в аудитории, в которой проходит экзамен, учитель-предметник отсутствует и экзаменуемый находится в окружении незнакомых ему организаторов экзамена и учащихся из других классов и школ.

    В результате ученик попадает в обстановку, которая обеспечивает самостоятельность выполнения работы, и у неподготовленных учащихся повышается состояние тревожности на экзамене. Неожиданная психологическая обстановка для таких учащихся снижает их возможности выполнения заданий. В силу этого, в процессе подготовки учащихся к ОГЭ необходимо периодически погружать учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения независимой ГИА.

    С этой целью в школе проводятся пробные экзамены в форме ГИА   по всем предметам, что отражается в планах подготовки к ГИА   по предметам.

    Формы и методы проведения пробных экзаменов максимально приближены к ГИА, насколько это возможно в рамках одной школы.

    Проводится анализ результатов данных работ по различным предметам по следующим направлениям:  % успеваемости и качества выполнения контрольной работы по каждому классу.

    Также учитывается психологическая готовность к сдаче ГИА-2021. Создание максимальной ситуации успеха в аттестации обучающихся.

    Советы при сдаче ОГЭ:

    родителям:

    — в первую очередь создать нормальную психологическую обстановку для ребенка, так как их нервозность ни к чему хорошему не приводит;

    — говорить детям, что баллы ОГЭ не уменьшат вашу любовь и что это всего лишь ориентир при поступлении;

    детям:

    — прислушиваться к рекомендациям школьных учителей;

    — ориентироваться на открытые источники и ресурсы: сайт и соцсети Рособрнадзора, Навигатор ГИА, сайт ФИПИ, федеральный центр тестирования;

    1. Официальный сайт: http://foxford.ru/;

    2. http://moeobrazovanie.ru/online_test/ !!!!Включает подготовительные материалы, учебные пособия, разбор заданий, типовые примеры экзаменов по различным дисциплинам, решебники, видеоуроки, которые можно скачивать просто зарегистрировавшись.

    3. *http://www.uchportal.ru Много методических разработок по всем предметам в форме презентаций, таблиц, диаграмм, в простом и доступном виде позволяют ознакомиться с основным содержанием предмета.

    4. http://www.egesha.ru/

    5.http://ege.yandex.ru/

    6. . http://vk.com/app2792306_6017246
    Приложение "ВКонтакте". Очень большое количество тестов и удобная навигация. Полезное времяпровождение в социальной сети :)

    7. https://inf-oge.sdamgia.ru/ 

    8.http://live.mephist.ru/show/tests/
    Онлайн-тесты от портала МИФИ. Требуется простая и несложная регистрация.

    9. http://www.ege.do.am /форум для учащихся/

    10 https://neznaika.info/

    — четко определиться уже сейчас, куда поступать и какие предметы сдавать;

    — целенаправленно готовиться к ГИА;

    — заранее изучить условия приема на сайтах интересующих  учебных заведений, оценить, какой уровень подготовки необходим для поступления, какие индивидуальные достижения могут дать абитуриентам дополнительные баллы.

    Зам.директора Юлдашева А.М.

    30.11.2022

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике