
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса становится важнейшей частью нашей жизни.
От того, какие результаты будут получены, во многом зависит от предварительной подготовки школы к этому напряженному и очень ответственному периоду.
Поэтому так важны подготовка к ГИА, а здесь, как правило, важно учесть все нюансы, в том числе и индивидуальные особенности учащихся.
Итоговая аттестация выпускников имеет большое значение. Экзамены дают возможность педагогическому коллективу подвести итоги своей деятельности, глубоко проверить знания и умения учащихся, обнаружить успехи и пробелы в преподавании отдельных предметов, достижения и недостатки всей учебно-воспитательной работы школы. Они способствуют повышению ответственности учителей и учащихся.
Анализ результатов ГИА позволяет сделать выводы о качестве работы отдельных учителей, педагогического коллектива в целом, а также уровне управленческой деятельности администрации учебного заведения.
Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы, объединённых в образовательную программу. Подготовка к итоговой аттестации включает в себя формирование и развитие психологической, педагогической и личностной готовности у всех субъектов образовательного процесса – обучающихся, учителей,
Подготовленность к чему-либо – это комплекс приобретённых знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определённую деятельность. В готовности учащихся к сдаче экзаменов в форме ГИА можно выделить следующие составляющие:
- Информированная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, правилах заполнения бланков и т.д.).
- Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания, задания КИМов).
- Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определённое поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
На основании «Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников ОУ РФ» был составлен план подготовки и проведения государственных экзаменов, включающий такие направления:
Организационные вопросы.
Работа с педагогическим коллективом.
Работа с родителями.
Работа с учащимися.
Вся работа организована таким образом, чтобы все направления по подготовке выпускников были взаимосвязаны и преследовали конечную цель: «успешное прохождение ГИА».
Для того, чтобы выпускник успешно сдал ОГЭ, немаловажную помощь оказывает проведение ВПР.
Всероссийские проверочные работы (ВПР): задачи проведения:
Задачи ВПР направлены на выявление сильных и слабых мест в преподавании предмета и корректировку процесса обучения (в частности, с целью работы с отстающими обучающимися);
- планирование обучения педагогов на курсах повышения квалификации; оказание помощи детям в целях предупреждения лишних стрессов на ГИА;
- определение учителю и родителю образовательной траектории ребенка;
- определение, на каком реальном образовательном уровне по отношению к требованиям ФГОС находится школа, класс и ребенок.
Здесь важно знать, что ВПР-не аналог ОГЭ, а возможность узнать, уровень знаний учащихся, а именно: анализ результатов (типичных ошибок) на ГИА дает повод говорить о том, что пробелы в знаниях зачастую уходят корнями в 5-7 классы, т.е. ученикам не хватает базовых знаний. ВПР позволяет выявлять эти пробелы и влияет на ликвидацию этих пробелов (обратная связь).
Сама процедура ВПР определенно готовит к сдаче ГИА- тестовые задания, определенное количество баллов, и, хотя за ВПР оценки в школе не ставят, но можно посмотреть как перевести баллы в пятибалльную оценку.
Подготовка ведется в течение всего года, учителя используют отдельные пособия по подготовке к ВПР, а также пользуются демоверсиями на сайте ФИПИ и на сайте ВПР.
Для успешной сдачи ВПР ведется работа по плану:
- с учащимися (разделение на группы)
- работа с родителями
- работа с учителями-предметниками.
Пример подготовки к ВПР:
Особенности подготовки детей к ВПР по русскому языку.
Важно понимать, что подготовка к ВПР – это не «натаскивание» обучающихся к выполнению тех или иных заданий, а целенаправленный труд педагога и родителей по освоению обучающимися предметных и метапредметных результатов образования в период всего обучения в начальной школе.
Алгоритм подготовки к ВПР
- Выписать перечень планируемых результатов по предмету (русский язык)
- Подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов.
- Провести повторение по разделам учебной предметной программы.
- Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.
- Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.
Работа с учащимися, мотивированными к обучению:
выполнение нестандартных заданий сформулированных в нетрадиционной форме: на уроках и во внеурочное время
участие в дистанционных олимпиадах по предметам
проведение пробных проверочных работ
психологическая подготовка обучающихся к проведению ВПР
Работа со слабыми учащимися
- проведение дополнительных групповых и индивидуальных занятий с учащимися
- ежедневно на уроках проводить подготовку учащихся, совершенствовать методы и приёмы работы с текстовой информацией
- Психологическая подготовка обучающихся к проведению ВПР
Работа с родителями
проведение классных родительских собраний по вопросам подготовки и участия в ВПР
ознакомления родителей с нормативной базой и порядком проведения мониторинга
индивидуальные консультации для родителей
организация «горячей линии» для педагогов и родителей на школьном сайте, стенде
психологическая подготовка родителей к проведению ВПР
В 1 части впр по русскому языку для учителя начальных классов нет ничего нового, это мы всегда делали.
-Писать под диктовку тексты в соответствии с изученными правилами правописания; проверять предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- Выделять предложения с однородными членами;
- Находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
-Распознавать грамматические признаки слов; с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи.
Во 2 части: Каждое предложение пронумеровано, значит, учителю научить детей нумеровать при списывании упражнений, чтобы для них не было новостью.
4. Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала) т.е знание орфоэпического словаря.
Важно понимать, что подготовка к ВПР – это не «натаскивание» обучающихся к выполнению тех или иных заданий, а целенаправленный труд педагога и родителей по освоению обучающимися предметных и метапредметных результатов образования в период всего обучения в начальной школе.
Главное:
1) задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не
формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат
проверяется всегда одинаково, с другой стороны, для того, чтобы научить
применять знания в разных ситуациях;
3) задания должны быть разноуровневыми: часть заданий должна позволять
проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, другая часть- на повышенном уровне.
Важно, чтобы любые итоговые работы не вызывали у детей паники, неуверенности в своих силах. Ребёнок должен быть психологически готов к написанию работы, не бояться её.
Важно не натренировать ученика на определенный тип работы, а помочь ему понять, насколько хорошо он усвоил материал, как у него получается выполнять разные по типу задания на время, переключать свое внимание, выбирать наилучший путь для выполнения заданий и всей работы в целом. ВПР.
В общем, основная деятельность по подготовке к ВПР:
-знакомство с кодификатором, структурой ВПР
-работа на сайте ''Решу ВПР'', все предметы
-индивидуальное консультирование обучающихся
-информирование родителей
-психологическая помощь учащимся
При подготовке к ОГЭ следует знать специфику класса и уровень знаний по каждому предмету.
Также каждый педагог, исходя из специфики своего предмета, особенностей обучающихся ищет пути к успеху ученика.
Работа по подготовке к ОГЭ по математике на 2022 – 2023 уч.год.
Математика, особенно в своей базовой части кардинально отличается от других предметов непрерывностью цепи основных знаний, умений. Важным фактором успешности является качественные математические знания.
Т.е., если ученик не освоил, скажем, раскрытие скобок при действии с многочленами, то дальше изучение алгебры бессмысленно.
Подготовка к ГИА начинается с начальной школы. Если говорить о ГИА по математике, то главное – умение считать и знать таблицу умножения. Без знания таблицы умножения, умения вычислять устно и в столбик невозможно сдать экзамен.
1. На уроках математики постоянно проводятся тренинги по совершенствованию вычислительных навыков;
2. Проводятся индивидуальные консультации выполнению заданий ОГЭ;
3. Ежедневно проводится проверка выполненных на дому вариантов;
4. оказывается консультационная помощь по непонятым заданиям, ликвидируются пробелы учащихся;
5. У учащихся имеются сборники из 36 вариантов ОГЭ -2023 (ФИПИ). Учитель ежедневно дает варианты ученикам и индивидуально проверяет выполнение заданий, по их результатам ставятся баллы и оценки.
Результаты:
- наблюдается улучшение некоторых результатов в ходе работы над ошибками в ноябре. Так, одна ученица начала выполнять №№ 1,2,4,7,9 ( допускает ошибки, но, тем не менее, дает также правильные решения)
Другая ученица уверенно выполняет задания 8,14, в которых на ВМР допустила ошибки.
Особое внимание геометрии
Много сложностей у ребят именно по геометрии. Подготовила справочники по темам «Треугольники», «Четырёхугольники», «Окружность». Затем выполняем набор задач по этим темам (брать задания из открытого банка). С группой 1 и 2 отрабатываем задания: №18, №19, не в каждом варианте получается им понять задания под № 15,17. В №19 на каждый вопрос предлагаю делать рисунок и ориентироваться, или обращаться к источнику информации- учебнику.
Учащиеся и родители осведомлены о сайтах, рекомендованных Министерством образования для подготовки к ГИА-9. Для них провела консультации по подготовке к ОГЭ с помощью интернет ресурсов. С учащимися, безответственно относящимися к подготовке к итоговой аттестации, несвоевременно выполняющих работы, проводится разъяснительная индивидуальная работа. Своевременно через классного руководителя ставятся в известность о недостатках подготовки к итоговой аттестации учащихся их родители.
Работа по подготовке к ОГЭ по географии
на 2022 – 2023 уч.год.:
По подготовке к ОГЭ: сделали работу над ошибками по вмр, повторили темы из 6-7 класса- это анализ климатической карты, экология и человек (выбросы углекислого газа в атмосферу и методы уменьшения загрязнения воздуха), анализ климатограмм. Использовали учебники, видеоразборы заданий 3,15,16,18, сайт "сдамгиа"
В течение сентября-ноября 2022 – 2023 учебного года были проведены репетиционные работы для учащегося 9 класса (предмет по выбору - география) в рамках подготовки к ОГЭ по географии.
Были проведены работы:
1. Демонстрационный вариант Оценки «4 и 3».
2. Две тестовые работы из банка заданий «СДАМ ГИА» по теме: «Население», «Климат России» - оценка Ошибки допущены из-за недостаточного знания номенклатуры.
3. «Географическое положение России» - оценка «4». Имеются ошибки в вычислении географических координат.
На консультациях проработали темы:
- «Особенности природы России». Ошибка возникает при сопоставлении географического объекта и его природных закономерностей. При анализе карт не учитывает метод наложения тематических карт.
- «Геоэкологические проблемы», «Воды Мирового океана. Соленость»,
На уроках обязательно выполняются задания ОГЭ, совпадающие с темами учебника («ТЭК России» и др.)
- «Тестовые задания с развернутым ответом».
Работа по подготовке к ОГЭ по обществознанию на 2022 – 2023 уч.год.:
В течение трех месяцев текущего года проверялось качество подготовки к ОГЭ администрацией школы и самим учителем.
Обществознание выбрали 3 учащихся.
В начале учебного года был составлен план работы для целенаправленной и качественной подготовки учащихся к ОГЭ по обществознанию.
Обучающиеся 9 класса были ознакомлены с особенностями ОГЭ по обществознанию (кодификатором элементов содержания; спецификацией КИМов, правилами заполнения бланков, информационными ресурсами). В течение учебного года с обучающимся проводится работа по решению заданий разного уровня сложности по изученным ранее и изучаемым темам, с использованием тренировочных материалов. На уроках используются разноуровневые тесты для самостоятельной работы, проводятся разные виды опроса.
В системе ведётся работа по формированию точно воспринимать формулировку заданий, работа с текстом, работа над частью С, где необходимо письменно излагать свою позицию кратко и чётко, описывая главное. Данный вид работы вызывает затруднение у обучающихся. Повторение проводится по темам. Используются рабочие тетради по обществознанию за предыдущие классы при повторении. Для систематизации тренировочных заданий заведена специальная папка. В работе использую различные материалы для подготовки к ОГЭ по обществознанию, демоверсии за последние годы, КИМы, разработанные Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ), диагностические работы, тестовые задания по темам.
Контроль по изучаемым в 9 классе темам проводится в форме тестирования, составленного на основе «Требований к уровню подготовки выпускников».
Была проведена диагностическая работа 08.12.2018. Уровень обученности-100 %, качество обучения-0%)
Типичные ошибки: Деятельность человека и её основные формы;
общество как форма жизнедеятельности людей; образование и его значимость в условиях информационного общества;
товары и услуги, ресурсы и потребности, ограничение ресурсов; социальный конфликт и пути его решения;
политические партии и движения, их роль в общественнойжизни;
Конституция РФ, основы конституционного строя РФ;
гражданские правоотношения, права собственности, права потребителя;
правоохранительные органы;
политический режим;
понятие прав свобод и обязанностей;
производство, производительность труда;
разделение труда и специализация;
По итогам выполнения работы был проведён анализ ошибок. Низкие баллы и повторяющиеся типичные ошибки - это следствие недостаточной подготовки обучающихся в условиях дистанционного обучения по предмету и низкой мотивации учения. С родителями и обучающимся проведена работа по разъяснению сложившейся ситуации, спланирована деятельность по исправлению положения.
Работа по подготовке к ОГЭ по русскому языку на 2022 – 2023 уч.год.
Работа по подготовке к итоговой аттестации по русскому языку началась с инструктажа о проведении ОГЭ в 2022-2023 учебном году: учащиеся ознакомлены с нормативными документами, КИМами, бланками ( правилами заполнения), кодификатором и спецификацией КИМов, критериями оценивания работ.
Мною составлен поэтапный план подготовки к ОГЭ. В планы уроков включены задания № 2-8 тестирования; они предлагаются для индивидуального контроля и коллективной работы на уроке, в ходе которой вырабатываются алгоритмы рассуждений при выполнении задания.
При разработке системы подготовки к ОГЭ по русскому языку необходимо охватить все разделы языкознания: « Орфография», « Культура речи», « Пунктуация» и т.д.
Чтобы раскрыть теоретический аспект подготовки к выпускному экзамену составляются таблицы по изученному материалу, чтобы научить обобщенному мышлению, умению анализировать и обобщать полученную информацию; итогом повторения изученных тем являются алгоритмы рассуждения при выполнении тестовых заданий (№ 2 - 8). В систему повторения входят и домашние задания: графические диктанты, работа со словарями, сочинения-миниатюры.
Экзаменационные тесты , сжатое изложение и сочинение- рассуждение предполагают прочные знания в области орфографии - знание основных правил русского языка помогает в решении тестовых заданий и грамотного оформления творческой работы. Систематизировать орфограммы лучше всего в ходе повторения теоретического материала каждой части речи. Для этого все орфограммы русского языка распределяются по частям речи и оформляются в виде Сетки орфограмм: например, Сетка орфограмма по теме "Имя существительное", Сетка орфограмм по теме "Глагол". Это делается для того, чтобы школьники могли в любое удобное время посмотреть нужную орфограмму, а не искать её в учебниках или памятках. На каждом уроке русского языка предусмотрены упражнения, отрабатывающие практические навыки по орфограммам: это словарно-орфографическая работа, диктант-дубль, "Найди ошибку", "Четвертое лишнее", распределительный диктант, работа с таблицами.
Сжатое изложение с использованием аудиозаписей текстов для экзаменационной работы.
При анализе художественного текста указываются средства художественной изобразительности: синонимы, антонимы, омонимы, метафоры, сравнения, олицетворения, гиперболы и тому подобное. Кроме этого текст анализируется с точки зрения стилистических возможностей слов и выражений - диалектные слова, профессионализмы, заимствованные слова, неологизмы. Лексическая работа с текстом предполагает работу с отдельными словами, поэтому необходимо научить старшеклассников на более высоком уровне производить лексический разбор отдельного слова. С этой целью заостряется внимание на Памятке "Лексический разбор слова".
Во всех тестовых заданиях в качестве творческой работы предлагается написать небольшое сочинение, опираясь на предложенный в варианте ОГЭ текст. При обучении восприятия текста обращаем внимание на два аргумента:
- Использовать выразительные средства русской речи, добиваясь речевой связности и последовательности изложения.
- Проверить сочинение тщательно, качественно, так как большое количество баллов может быть потеряно при оценивании грамотности работы.
Администрацией проводятся, помимо прочего:
- Работа с инструктивными материалами.
При работе с учащимися большое внимание уделяется:
- Знакомству учащихся со структурой и содержанием КИМов.
- Работе по КИМам.
- Обучению учащихся заполнению бланков (тренировать по заполнению бланков КИМов. Уделять особое внимание правилам заполнения бланков ответов и правильному написанию и исправлению в бланках символов, проработать с учащимися допущенные ими ошибками и сделать соответствующие выводы).
- Знакомство учащихся и родителей с формой и организацией проведения ОГЭ
Немаловажно развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля. Этому умению учащихся надо обучать, начиная с 5-го класса при проведении анализа контрольных работ.
По «Положению о проведении ГИА и ЕГЭ» в аудитории, в которой проходит экзамен, учитель-предметник отсутствует и экзаменуемый находится в окружении незнакомых ему организаторов экзамена и учащихся из других классов и школ.
В результате ученик попадает в обстановку, которая обеспечивает самостоятельность выполнения работы, и у неподготовленных учащихся повышается состояние тревожности на экзамене. Неожиданная психологическая обстановка для таких учащихся снижает их возможности выполнения заданий. В силу этого, в процессе подготовки учащихся к ОГЭ необходимо периодически погружать учащихся в обстановку, близкую к условиям проведения независимой ГИА.
С этой целью в школе проводятся пробные экзамены в форме ГИА по всем предметам, что отражается в планах подготовки к ГИА по предметам.
Формы и методы проведения пробных экзаменов максимально приближены к ГИА, насколько это возможно в рамках одной школы.
Проводится анализ результатов данных работ по различным предметам по следующим направлениям: % успеваемости и качества выполнения контрольной работы по каждому классу.
Также учитывается психологическая готовность к сдаче ГИА-2021. Создание максимальной ситуации успеха в аттестации обучающихся.
Советы при сдаче ОГЭ:
родителям:
— в первую очередь создать нормальную психологическую обстановку для ребенка, так как их нервозность ни к чему хорошему не приводит;
— говорить детям, что баллы ОГЭ не уменьшат вашу любовь и что это всего лишь ориентир при поступлении;
детям:
— прислушиваться к рекомендациям школьных учителей;
— ориентироваться на открытые источники и ресурсы: сайт и соцсети Рособрнадзора, Навигатор ГИА, сайт ФИПИ, федеральный центр тестирования;
1. Официальный сайт: http://foxford.ru/;
2. http://moeobrazovanie.ru/online_test/ !!!!Включает подготовительные материалы, учебные пособия, разбор заданий, типовые примеры экзаменов по различным дисциплинам, решебники, видеоуроки, которые можно скачивать просто зарегистрировавшись.
3. *http://www.uchportal.ru Много методических разработок по всем предметам в форме презентаций, таблиц, диаграмм, в простом и доступном виде позволяют ознакомиться с основным содержанием предмета.
6. . http://vk.com/app2792306_6017246
Приложение "ВКонтакте". Очень большое количество тестов и удобная навигация. Полезное времяпровождение в социальной сети :)
7. https://inf-oge.sdamgia.ru/
8.http://live.mephist.ru/show/tests/
Онлайн-тесты от портала МИФИ. Требуется простая и несложная регистрация.
9. http://www.ege.do.am /форум для учащихся/
— четко определиться уже сейчас, куда поступать и какие предметы сдавать;
— целенаправленно готовиться к ГИА;
— заранее изучить условия приема на сайтах интересующих учебных заведений, оценить, какой уровень подготовки необходим для поступления, какие индивидуальные достижения могут дать абитуриентам дополнительные баллы.
Зам.директора Юлдашева А.М.
30.11.2022