МАОУ "Новомихайловская ООШ"
461850 Оренбургская область, Александровский район, село Новомихайловка, улица Новая, дом 2
  • «Цифровая образовательная среда. Формирование информационно-коммуникативной культуры педагогов и школьников»

    Автор: Агишева А. М.
    Выступление на методическом объединении кустовых школ Александровского района учителя русского языка и литературы МБОУ "Новомихайловская ООШ" Юлдашевой Альмиры Миниахметовны
    «Цифровая образовательная среда. Формирование информационно-коммуникативной культуры педагогов и школьников».

     (слайд первый)

    Уважаемые коллеги! В современном мире цифровые технологии стремительно проникают во все сферы жизни, включая образование. Цифровая образовательная среда становится неотъемлемой частью учебного процесса, открывая новые возможности для развития и обучения, но при этом не подменяет собой живое общение с педагогом на уроках, а дает учителю новые инструменты и ресурсы. Это подчеркивает министр просвещения России Сергей Кравцов: «Речь идет не о замене одного вида обучения, очного, другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ»

    Федеральный проект  Цифровая образовательная  среда помогает оптимизировать систему школьного образования и позволяет эффективно использовать современные технологии в процессе обучения.

     Однако успешность внедрения цифровых технологий зависит от уровня подготовки всех участников образовательного процесса – как педагогов, так и школьников.

    Так что же  такое цифровая образовательная среда?

    (слайд второй)

    Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая иформационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса – учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:

    -Информационные образовательные ресурсы

    -Технологические средства; компьютеры, планшеты, иное информационно-коммуникационное оборудование

    - Систему педагогических технологий.

     Т.е.  Совокупность инструментов, платформ и ресурсов, обеспечивающих доступ к учебным материалам, взаимодействие между участниками образовательного процесса и управление обучением в цифровом формате.

     Рассмотрим ее основные примеры…

    (слайд третий)

    - Электронные дневники и журналы.

     - Онлайн-курсы и вебинары.

    - Образовательные платформы (например, Яндекс.Учебник, Учи.ру, РЭШ, Онлайн щкола Фоксфорд, ЯКласс, Издательство «Просвещение» , Урок цифры,  Профориентационный портал «Билет в будущее», портал «ПроеКТОриЯ» и другие ).

     - Мобильные приложения для обучения.

    Преимуществами такой среды являются…

    (слайд четвертый)

    - Доступность учебных материалов в любое время и  в любом месте.

    - Индивидуализация обучения.

    - Интерактивность и вовлеченность.

    - Возможность использования современных технологий  

    Пример:  Использование виртуальных лабораторий для проведения экспериментов по физике,  химии, биологии. Использование онлайн офиса, игровых платформ, Яндекс – форм, Яндекс – диска, VK-мессенджера и  Телеграмм-сообществ, при изучении уроков русского языка и литературы.

    Исходя из этого…

      Результат:  

      -  Школьникам  во всех регионах России станет доступен качественный и, что очень важно, верифицированный (Верификация — простыми словами, это технология проверки информации на достоверность, правильность, точность. ) цифровой образовательный контент, а также сопутствующие сервисы. Ожидается, что все образовательные программы общего образования можно будет реализовывать с применением электронного обучения через единую систему Минпросвещения, интегрированную с региональными ресурсами.

    - Школьники могут использовать цифровой контент для персонализированного развития, что уже дает определенные плоды.

    - У учителей станет в несколько раз меньше рутинной работы за счёт автоматизированной проверки домашних заданий, электронного расписания и документооборота, а возможностей для повышения квалификации — больше.

    - ЦОС позволит сделать образование более индивидуальным.

    Однако успешность внедрения цифровых технологий зависит от уровня подготовки всех участников образовательного процесса – как педагогов, так и школьников.

    Какие же могут возникнуть вызовы и трудности?

    (слайд пятый)

    - Недостаточная подготовка педагогов и обучающихся, (но над этим ведется достаточно активная работа, все педагоги в течение последних лет прошли соответствующие курсы. Лично мне в течение относительно короткого времени  пришлось пройти два раза курсы по ИОМ, как заместителю директора и как учителю биологии, попутно еще несколько курсов. То есть, работа по повышению педагогического мастерства ведется активная. Педагоги   овладели навыками работы с современными информационными системами, умеют эффективно их использовать, создавать интерактивные уроки, обеспечивать доступ к знаниям вне зависимости от места нахождения ученика.

    - Отсутствие необходимого оборудования и инфраструктуры. ( Так как школа малокомплектная, учащиеся  нашей школы, которые не имеют доступа к достаточно мощному оборудованию или надёжному интернету, иногда испытывают затруднения в выполнении заданий, обучении новым навыкам или участии в интерактивных обучающих сессиях. Но учителя всегда находят выход из ситуации и стараются вовремя обеспечить учащихся необходимым доступом.

    - Риск информационной перегрузки и дезориентации. (Он связан с быстрым накоплением объёмов информации и лёгкостью доступа к ней.  Решить возникшие проблемы поможет формирование информационно-коммуникативной культуры,  ключевым аспектом которой является адаптация к цифровой образовательной среде. В МБОУ «Новомихайловская ООШ» ведется активная работа и с учащимися, и с родителями, создаются буклеты, памятки, поднимается вопрос на родительских собраниях об умении ориентироваться в интернет-пространстве, чтобы не возникло подобных рисков.

    - Необходимость защиты данных и обеспечения кибербезопасности.

    (Кибербезопасность в школе — это не только задача IT-специалистов, но и ответственность всех участников образовательного процесса. Учащиеся, родители и учителя должны быть вовлечены в процесс обеспечения безопасности, для этого также постоянно  ведется необходимая работа).

    Таким образом, решить возникшие проблемы поможет формирование информационно-коммуникативной культуры,  ключевым аспектом которой является адаптация к цифровой образовательной среде.

             Что же может помочь в этом вопросе педагогу?

    (слайд шестой)

    - Мастер-классы и семинары.

    - Курсы повышения квалификации.

    - Взаимодействие с коллегами через профессиональные сообщества.

    Школьники, в свою очередь, должны научиться критически оценивать информацию, находить нужные данные, грамотно их обрабатывать и применять в учебной деятельности. Развитие таких навыков способствует формированию у учащихся способности к самостоятельному обучению и саморазвитию, что особенно важно в условиях современного информационного общества.

    Рассмотрим, какие практики для школьников мы можем применить согласно этому вопросу…

    (слайд седьмой)

    - Проектная деятельность.

    - Участие в онлайн-конкурсах и олимпиадах.

    - Использование образовательных игр и симуляторов.

    Как результат получаем активного ученика, участника цифрового мира, способного самостоятельно учиться и развиваться. Повышаться мотивация, улучшаются результаты, развиваются творческие способности.

     Примеров использования таких практик достаточно много...

    (слайд восьмой)

    - Проектные мастерские для старшеклассников.

    - Школа будущего: внедрение VR-технологий в обучение.

    - МООК (массовые открытые онлайн-курсы) для дополнительного образования.

    Таким образом, можно сделать вывод, что совместными усилиями мы можем создать условия для формирования информационно-коммуникационной культуры, которая станет основой успешного функционирования цифровой образовательной среды и обеспечит качественное образование для наших детей.

    А нам остается только…

    ( слайд девятый «призыв к действию»)

    Продолжать внедрять инновации и повышать уровень цифровой грамотности!

    Слайд  десятый

    Наиболее используемые в моей деятельности  платформы:

    Государственная  образовательная платформа «Российская электронная

    школа»

    «Российская электронная школа» – это полный школьный курс уроков; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя.

     (https://fg.resh.edu.ru)

    В связи с необходимостью продолжения реализации мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся в рамках реализации национального проекта «Образование», включая достижения контрольных

    показателей национального проекта, было организовано  выполнение диагностических работ, расположенных на государственной образовательной платформе «Российская электронная школа» обучающимися 8-9 классов  и  организована  их проверка.

    Для выполнения плановых показателей внедрения в учебный процесс

    электронного банка заданий  на сегодняшний день  выполнили по 2 диагностические

    работы по всем компонентам функциональной грамотности. В моем случае это читательская грамотность  и естественно-научная грамотность. Учащиеся активно подключаются к подобного рода заданиям и охотно их выполняют, тем более что проверка проводится сразу по критериям и они имеют возможность увидеть свои ошибки после выгрузки результатов.

    «ЯКласс» — цифровая образовательная платформа для школьников, студентов, учителей и родителей1

    Сервис содержит онлайн-тренажёры по школьной программе и автоматическую проверку домашних заданий. В базе «ЯКласс» более 1,8 трлн заданий по 16 предметам школьной программы с 1 по 11 класс, тренажёры для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.

    На данной платформе я зарегистрировалась давно,  подключила свои классы, и также формирую задания и направляю ученикам.

    Здесь  постоянно проходят различные мероприятия, необходимые для самообразования и саморазвития как учащихся, так и педагога.

    yaklass.ru

    Всероссийский образовательный портал ОГЭ Дмитрия Гущина называется «Решу ОГЭ». Это отличный информационный сайт для самостоятельной подготовки к государственным экзаменам. Этот сайт придуман специально для облегчения самостоятельной подготовки как ученикам, так и учителям. Здесь   находим  интересующие нас материалы с полной и конкретной расшифровкой. Материалы по подготовке к ОГЭ Дмитрия Гущина постоянно обновляются. Я считаю этот сайт одним из самых результативных для подготовки к ГИА, а также для проверки и закрепления знаний не только выпускников, но также и учащихся 5-8 классов, часто даю задания из этого сайта.

    oge.sdamgia.ru

     «Сириус» выступает координатором проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) с 2020 года. 1

    Этот этап доступен для учащихся 4–11-х классов, при этом ребята по желанию могут выполнять задания более старших классов. 1

    На платформе «Сириус.Курсы» традиционно проводится школьный этап ВсОШ по шести естественно-научным предметам: математике, информатике, физике, химии, биологии и астрономии. И в прошлом году, и в этом учебном году мои учащиеся становились и победителями, и призерами при почти 100%-ном участии школьников 5-9 классов. В нынешнем учебном году из 16 участников четверо стали призерами, 5 учащихся стали призерами. То есть, ученики очень хорошо ориентируются в вопросах занятий на курсах Сириус и  участия в самой олимпиаде.

    siriusolymp.ru

    «Учи.ру» — это образовательная онлайн-платформа, которая позволяет изучать школьные предметы в интерактивной форме. 

    Возможности платформы:

    • онлайн-курсы по школьным предметам для 1–11 классов;
    • курсы по подготовке к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ; 
    • курсы по внешкольным предметам по развитию гибких и метапредметных навыков в формате комиксов и образовательных игр. 

    Каждый ребёнок занимается по индивидуальной траектории, осваивая задания в удобном ему темпе. Алгоритмы платформы анализируют, сколько времени ученик тратит на выполнение задания, сколько делает ошибок, и подбирают индивидуальную траекторию обучения, соответствующую ФГОС. 

    Доступ к платформе бесплатный для школ и учителей, а также для учеников на время занятий с педагогом. Каждый день ребятам доступно до 20 заданий для самостоятельных занятий. Если ребёнок хочет заниматься больше, можно приобрести подписку.

     Я также подключила все свои классы, ученики достаточно активно участвуют в различных мероприятиях данной платформы, поучают различного вида поощрения.

    uchi.ru

    ПЕДАГОГИ РОССИИ — Национальный Образовательный Портал

    Национальный Образовательный Портал «ПЕДАГОГИ РОССИИ» проводит всероссийские (с международным участием) конференции, конкурсы, фестивали для педагогов...

    pedagogirussia.ru

    С 07.10.2024  по 01.11.2024  года мои учащиеся приняли участие в VIII Всероссийском детском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и школьников «Я- исследователь» со своими интересными работами. В итоге мы получили семь дипломов 1 степени, я, как руководитель, получила диплом члена жюри данного конкурса.

    Цифровой образовательный контент

    Каталог с 14 платформами, на которых доступно больше 1 300 онлайн-курсов. Для учителей и родителей здесь проводят отдельные вебинары, где обучают работе с цифровым контентом. Я часто обращаюсь к данному контенту при прохождении курсов и подготовке различных заданий к урокам.

    УМСКУЛ. При подготовке к ОГЭ  на данной платформе можно получить много полезной информации, лично для себя я взяла очень много.

     Сервис содержит подборку заданий для развития функциональной грамотности. Например, задачи по финансовой грамотности или креативному мышлению.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике