
(слайд первый)
Уважаемые коллеги! В современном мире цифровые технологии стремительно проникают во все сферы жизни, включая образование. Цифровая образовательная среда становится неотъемлемой частью учебного процесса, открывая новые возможности для развития и обучения, но при этом не подменяет собой живое общение с педагогом на уроках, а дает учителю новые инструменты и ресурсы. Это подчеркивает министр просвещения России Сергей Кравцов: «Речь идет не о замене одного вида обучения, очного, другим, дистанционным, а о возможностях использования в очном образовательном процессе некоторых элементов цифровых программ»
Федеральный проект Цифровая образовательная среда помогает оптимизировать систему школьного образования и позволяет эффективно использовать современные технологии в процессе обучения.
Однако успешность внедрения цифровых технологий зависит от уровня подготовки всех участников образовательного процесса – как педагогов, так и школьников.
Так что же такое цифровая образовательная среда?
(слайд второй)
Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая иформационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса – учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:
-Информационные образовательные ресурсы
-Технологические средства; компьютеры, планшеты, иное информационно-коммуникационное оборудование
- Систему педагогических технологий.
Т.е. Совокупность инструментов, платформ и ресурсов, обеспечивающих доступ к учебным материалам, взаимодействие между участниками образовательного процесса и управление обучением в цифровом формате.
Рассмотрим ее основные примеры…
(слайд третий)
- Электронные дневники и журналы.
- Онлайн-курсы и вебинары.
- Образовательные платформы (например, Яндекс.Учебник, Учи.ру, РЭШ, Онлайн щкола Фоксфорд, ЯКласс, Издательство «Просвещение» , Урок цифры, Профориентационный портал «Билет в будущее», портал «ПроеКТОриЯ» и другие ).
- Мобильные приложения для обучения.
Преимуществами такой среды являются…
(слайд четвертый)
- Доступность учебных материалов в любое время и в любом месте.
- Индивидуализация обучения.
- Интерактивность и вовлеченность.
- Возможность использования современных технологий
Пример: Использование виртуальных лабораторий для проведения экспериментов по физике, химии, биологии. Использование онлайн офиса, игровых платформ, Яндекс – форм, Яндекс – диска, VK-мессенджера и Телеграмм-сообществ, при изучении уроков русского языка и литературы.
Исходя из этого…
Результат:
- Школьникам во всех регионах России станет доступен качественный и, что очень важно, верифицированный (Верификация — простыми словами, это технология проверки информации на достоверность, правильность, точность. ) цифровой образовательный контент, а также сопутствующие сервисы. Ожидается, что все образовательные программы общего образования можно будет реализовывать с применением электронного обучения через единую систему Минпросвещения, интегрированную с региональными ресурсами.
- Школьники могут использовать цифровой контент для персонализированного развития, что уже дает определенные плоды.
- У учителей станет в несколько раз меньше рутинной работы за счёт автоматизированной проверки домашних заданий, электронного расписания и документооборота, а возможностей для повышения квалификации — больше.
- ЦОС позволит сделать образование более индивидуальным.
Однако успешность внедрения цифровых технологий зависит от уровня подготовки всех участников образовательного процесса – как педагогов, так и школьников.
Какие же могут возникнуть вызовы и трудности?
(слайд пятый)
- Недостаточная подготовка педагогов и обучающихся, (но над этим ведется достаточно активная работа, все педагоги в течение последних лет прошли соответствующие курсы. Лично мне в течение относительно короткого времени пришлось пройти два раза курсы по ИОМ, как заместителю директора и как учителю биологии, попутно еще несколько курсов. То есть, работа по повышению педагогического мастерства ведется активная. Педагоги овладели навыками работы с современными информационными системами, умеют эффективно их использовать, создавать интерактивные уроки, обеспечивать доступ к знаниям вне зависимости от места нахождения ученика.
- Отсутствие необходимого оборудования и инфраструктуры. ( Так как школа малокомплектная, учащиеся нашей школы, которые не имеют доступа к достаточно мощному оборудованию или надёжному интернету, иногда испытывают затруднения в выполнении заданий, обучении новым навыкам или участии в интерактивных обучающих сессиях. Но учителя всегда находят выход из ситуации и стараются вовремя обеспечить учащихся необходимым доступом.
- Риск информационной перегрузки и дезориентации. (Он связан с быстрым накоплением объёмов информации и лёгкостью доступа к ней. Решить возникшие проблемы поможет формирование информационно-коммуникативной культуры, ключевым аспектом которой является адаптация к цифровой образовательной среде. В МБОУ «Новомихайловская ООШ» ведется активная работа и с учащимися, и с родителями, создаются буклеты, памятки, поднимается вопрос на родительских собраниях об умении ориентироваться в интернет-пространстве, чтобы не возникло подобных рисков.
- Необходимость защиты данных и обеспечения кибербезопасности.
(Кибербезопасность в школе — это не только задача IT-специалистов, но и ответственность всех участников образовательного процесса. Учащиеся, родители и учителя должны быть вовлечены в процесс обеспечения безопасности, для этого также постоянно ведется необходимая работа).
Таким образом, решить возникшие проблемы поможет формирование информационно-коммуникативной культуры, ключевым аспектом которой является адаптация к цифровой образовательной среде.
Что же может помочь в этом вопросе педагогу?
(слайд шестой)
- Мастер-классы и семинары.
- Курсы повышения квалификации.
- Взаимодействие с коллегами через профессиональные сообщества.
Школьники, в свою очередь, должны научиться критически оценивать информацию, находить нужные данные, грамотно их обрабатывать и применять в учебной деятельности. Развитие таких навыков способствует формированию у учащихся способности к самостоятельному обучению и саморазвитию, что особенно важно в условиях современного информационного общества.
Рассмотрим, какие практики для школьников мы можем применить согласно этому вопросу…
(слайд седьмой)
- Проектная деятельность.
- Участие в онлайн-конкурсах и олимпиадах.
- Использование образовательных игр и симуляторов.
Как результат получаем активного ученика, участника цифрового мира, способного самостоятельно учиться и развиваться. Повышаться мотивация, улучшаются результаты, развиваются творческие способности.
Примеров использования таких практик достаточно много...
(слайд восьмой)
- Проектные мастерские для старшеклассников.
- Школа будущего: внедрение VR-технологий в обучение.
- МООК (массовые открытые онлайн-курсы) для дополнительного образования.
Таким образом, можно сделать вывод, что совместными усилиями мы можем создать условия для формирования информационно-коммуникационной культуры, которая станет основой успешного функционирования цифровой образовательной среды и обеспечит качественное образование для наших детей.
А нам остается только…
( слайд девятый «призыв к действию»)
Продолжать внедрять инновации и повышать уровень цифровой грамотности!
Слайд десятый
Наиболее используемые в моей деятельности платформы:
Государственная образовательная платформа «Российская электронная
школа»
«Российская электронная школа» – это полный школьный курс уроков; это информационно-образовательная среда, объединяющая ученика, учителя, родителя.
В связи с необходимостью продолжения реализации мер, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся в рамках реализации национального проекта «Образование», включая достижения контрольных
показателей национального проекта, было организовано выполнение диагностических работ, расположенных на государственной образовательной платформе «Российская электронная школа» обучающимися 8-9 классов и организована их проверка.
Для выполнения плановых показателей внедрения в учебный процесс
электронного банка заданий на сегодняшний день выполнили по 2 диагностические
работы по всем компонентам функциональной грамотности. В моем случае это читательская грамотность и естественно-научная грамотность. Учащиеся активно подключаются к подобного рода заданиям и охотно их выполняют, тем более что проверка проводится сразу по критериям и они имеют возможность увидеть свои ошибки после выгрузки результатов.
«ЯКласс» — цифровая образовательная платформа для школьников, студентов, учителей и родителей. 1
Сервис содержит онлайн-тренажёры по школьной программе и автоматическую проверку домашних заданий. В базе «ЯКласс» более 1,8 трлн заданий по 16 предметам школьной программы с 1 по 11 класс, тренажёры для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР.
На данной платформе я зарегистрировалась давно, подключила свои классы, и также формирую задания и направляю ученикам.
Здесь постоянно проходят различные мероприятия, необходимые для самообразования и саморазвития как учащихся, так и педагога.
Всероссийский образовательный портал ОГЭ Дмитрия Гущина называется «Решу ОГЭ». Это отличный информационный сайт для самостоятельной подготовки к государственным экзаменам. Этот сайт придуман специально для облегчения самостоятельной подготовки как ученикам, так и учителям. Здесь находим интересующие нас материалы с полной и конкретной расшифровкой. Материалы по подготовке к ОГЭ Дмитрия Гущина постоянно обновляются. Я считаю этот сайт одним из самых результативных для подготовки к ГИА, а также для проверки и закрепления знаний не только выпускников, но также и учащихся 5-8 классов, часто даю задания из этого сайта.
«Сириус» выступает координатором проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ) с 2020 года. 1
Этот этап доступен для учащихся 4–11-х классов, при этом ребята по желанию могут выполнять задания более старших классов. 1
На платформе «Сириус.Курсы» традиционно проводится школьный этап ВсОШ по шести естественно-научным предметам: математике, информатике, физике, химии, биологии и астрономии. И в прошлом году, и в этом учебном году мои учащиеся становились и победителями, и призерами при почти 100%-ном участии школьников 5-9 классов. В нынешнем учебном году из 16 участников четверо стали призерами, 5 учащихся стали призерами. То есть, ученики очень хорошо ориентируются в вопросах занятий на курсах Сириус и участия в самой олимпиаде.
«Учи.ру» — это образовательная онлайн-платформа, которая позволяет изучать школьные предметы в интерактивной форме.
Возможности платформы:
- онлайн-курсы по школьным предметам для 1–11 классов;
- курсы по подготовке к ВПР, ОГЭ, ЕГЭ;
- курсы по внешкольным предметам по развитию гибких и метапредметных навыков в формате комиксов и образовательных игр.
Каждый ребёнок занимается по индивидуальной траектории, осваивая задания в удобном ему темпе. Алгоритмы платформы анализируют, сколько времени ученик тратит на выполнение задания, сколько делает ошибок, и подбирают индивидуальную траекторию обучения, соответствующую ФГОС.
Доступ к платформе бесплатный для школ и учителей, а также для учеников на время занятий с педагогом. Каждый день ребятам доступно до 20 заданий для самостоятельных занятий. Если ребёнок хочет заниматься больше, можно приобрести подписку.
Я также подключила все свои классы, ученики достаточно активно участвуют в различных мероприятиях данной платформы, поучают различного вида поощрения.
ПЕДАГОГИ РОССИИ — Национальный Образовательный Портал
Национальный Образовательный Портал «ПЕДАГОГИ РОССИИ» проводит всероссийские (с международным участием) конференции, конкурсы, фестивали для педагогов...
С 07.10.2024 по 01.11.2024 года мои учащиеся приняли участие в VIII Всероссийском детском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и школьников «Я- исследователь» со своими интересными работами. В итоге мы получили семь дипломов 1 степени, я, как руководитель, получила диплом члена жюри данного конкурса.
Цифровой образовательный контент
Каталог с 14 платформами, на которых доступно больше 1 300 онлайн-курсов. Для учителей и родителей здесь проводят отдельные вебинары, где обучают работе с цифровым контентом. Я часто обращаюсь к данному контенту при прохождении курсов и подготовке различных заданий к урокам.
УМСКУЛ. При подготовке к ОГЭ на данной платформе можно получить много полезной информации, лично для себя я взяла очень много.
Сервис содержит подборку заданий для развития функциональной грамотности. Например, задачи по финансовой грамотности или креативному мышлению.